Влияние рок музыки

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты

— Конечно, говорить про музыку — все равно, что танцевать про архитектуру. Тем более, если делать это с помощью «птичьего языка» психологии. Так что заранее подчеркну — все нижесказанное весьма условно, приближенно и, конечно, не отражает полной картины такого явления, как музыка. Особенно, если учесть, что музыка — это вообще нечто очень сложное, многогранное, а главное довербальное (доязыковое) в принципе — любые слова, тем более, психологические термины в отношении музыки будут всегда топорны и приблизительны. Однако передать пусть и приблизительно свою мысль в данном случае возможно только так, поэтому сразу скажу, что музыка — это некая сублимация энергии либидо (любовной, сексуальной, «созидающей» энергии, которая есть в каждом из нас — NS). Любая музыка оказывает то или иное влияние на головной мозг — тембром, перепадами звука и т.д. В любой музыке заложена программа, которую человек «считывает» на уровне подсознания. Музыка, независимо от жанра, так или иначе влияет на бессознательное человека. Рок, как и классическая музыка — два наиболее ярких жанра, они в большей степени, чем другие направления, способны задевать за живое, вызывать наиболее сильные эмоции. Чем, кстати, поклонники рока очень похожи с любителями классической музыки. Возможно, с этим связано то, что сейчас у рок-музыкантов модно петь с симфоническими оркестрами.

И в классике, и в роке затрагиваются глубинные струны души. Классика более гармонична для восприятия. В роке грубые вибрации — все эмоции и чувства напряжены до крайнего предела и переживаются, что ни на есть, на полную катушку. Музыка, не сопровождаемая текстом, «довербальна» (из того «архаичного» периода, когда все мы, будучи младенцами, еще не умели говорить — NS), не все люди готовы касаться этих слоев. Классика не всегда может пробиться сквозь психологические защиты, так как довербальный уровень «охраняется» очень жестко. Когда мы рождались, были младенцами, то переживали массу эмоций, возможно, трагедий, к которым не хочется прикасаться. Чем легче ребенок пришел в жизнь (рождение) и счастливее отношения между матерью и младенцем, тем легче воспринимать довербальный уровень ощущения — музыку и танец. Рок-музыка снимает психологические защиты за счет жестких звуковых перепадов. И дальше происходит выплеск бессознательного — черного или белого, разрушительного, агрессивного или сексуального. Вопрос только в том, как этим всем управлять. Тем не менее, чем довербальнее, «древнее» слои, которые затрагивает музыка, тем больше в ней общечеловеческого, тем дольше живет музыкальное произведение.

Рок нравится многим людям потому, что с его помощью можно почувствовать и пережить нечто глубинное, живое. Переживая чувства с максимальным накалом, есть возможность залечить травмы детства. Страсти в рок-музыке накалены: если любовь, то любовь высокая, если ненависть, то — дьявольская. Благодаря резким звуковым перепадам, некой звуковой «раскачке» и даже банальной громкости (недаром рок «принято» слушать громко) — человек чувствует и раскачку эмоциональную, происходит своеобразный экстаз. Конечно, в наибольшей степени это достигается именно на концерте, где обмен энергетикой между исполнителем и слушателями происходит вживую. Если спросить у зрителей, которые выходят из оперы — они скажут то же самое, что и те, кто только что побывал на рок-концерте. Но за счет более резких звуковых перепадов влияние рок-музыки на наше бессознательное гораздо сильнее, чем влияние классической. Тем не менее, хотя классическая музыка гармоничнее, перепады более плавные, она тоже может быть очень тяжелой, эмоционально нагруженной. Известно, например, что Гитлер любил Вагнера и Бетховена. Вагнер — очень непростой композитор, его музыка достаточно сложна для восприятия, поэтому судя по тому, что человек слушает — можно что-то сказать и о том, что происходит у него в душе.

Рихард Вагнер / ©Wikimedia Commons

— Помимо резкого перепада децибелов в рок-музыке, часто в отличие от классической здесь еще есть и текст. Каково влияние на слушателей слов в роке?

— Да, на музыку накладываются тексты, и тексты эти могут затрагивать совершенно разные темы. Хотя «роковые» тексты имеют и свои особенности. Так, в этом направлении музыки очень часто затрагивается тема смерти.

Музыка в принципе лучше воспринимается в сочетании с танцем или с текстом. Примечательно, что рок-музыканты исполняют либо свои произведения, либо очень близкие к их внутреннему состоянию. В рок-текстах прослеживается то, что авторы исследуют свое бессознательное, затрагивают глубокие вещи в своей душе, поют о них. Эти стихи не нуждаются в анализе, потому что скрытый смысл в них виден как на ладони.

Они высвечивают свой внутренний мир, оголяя душу. Если музыкант сам не способен удерживать в себе поток страстей: созидательных или разрушительных, либо не знает выхода из этого состояния, своей музыкой он способен загнать слушателей в еще большую дезориентацию. Мы часто видим, что рок-музыканты буквально скользят по лезвию ножа собственных чувств и не всем удается пройти этот путь успешно и до конца.

Участник российской рок-группы «Би-2» Лёва Би-2 / ©Bestin

— Чем отличается русский рок?

— На мой взгляд, русский рок отличается более глубокими текстами, как, возможно, и вообще русская душа, которая склонна к переживаниям и чувственности. Хотя говорить об этих различиях очень сложно. А еще русский рок формировался в 1970-1980-е годы — на волне социального протеста. Рок-музыка — это так или иначе музыка протеста и свободы. Какая-то доля протеста изначально заложена в самом рок-направлении, и это прослеживается и в музыке, и в текстах. Протест необязательно должен быть против социальной системы, но он однозначно направлен против ограничений личной свободы.

Конечно, рок-группы бывают разные. Есть очень «агрессивные» группы, музыка которых поднимает чересчур много агрессивных чувств, от которых в натуральном смысле пробивают конвульсии, и которые могут привести человека к каким-то разрушительным действиям (множество случаев, когда после рок-концертов зрители начинают, например, громить витрины), в том числе и саморазрушительным (употребление наркотиков, чересчур большого количества алкоголя и пр.). Накал эмоций в данном случае может быть настолько сильным, что мозг на какое-то время, действительно, может разбалансироваться. Некоторые же исполнители, наоборот, могут положительно влиять на человека, когда после концерта слушатели чувствуют радость, прилив сил от пережитых эмоций. Однако нужно сказать, что здесь многое зависит и от лидера группы. Дело в том, что во время рок-концерта между зрителями и исполнителем идет очень сильное эмоциональное взаимодействие, своеобразный «обмен» — концерт по-настоящему живой. Таким образом, публика и исполнитель в этот момент становятся как бы единым целым, и лидер рок-группы способен влиять на поклонников. Поэтому многие музыканты могут как «разжечь» агрессию людей, так и, напротив, успокоить их. Настроение лидера рок-группы всегда чувствует публика — и, более того, это настроение ей передается. Поэтому, условно говоря, если рок-исполнитель вдруг испытывает какие-то агрессивные, разрушающие чувства и не может справиться с ними — ждите нарушений беспорядка от публики после концерта.

Концерт группы «Ленинград» / ©»Компания Афиша»

— Что вообще можно сказать о фанатах рок-групп?

— Фанаты рок-исполнителей, как и все остальные фанаты, всегда ищут того, чего им не хватает. Например, если человек склонен к депрессии — он ищет такую же депрессивную музыку, которая даст ему возможность выплеснуть свои эмоции. Это, кстати, позволяет снять ответственность, например, и за свои агрессивные действия (если все идут громить витрины, и ты идешь вместе со всеми, то это совсем не то же самое, если ты идешь это делать один). Если по каким-то причинам у человека в жизни затруднено выражение любви, он ищет себе похожего исполнителя. Через общность с другими фанатами достигается чувство экстаза и наполненности. Одна и та же музыка, кстати, может разрушить одного и дать толчок для духовного развития другому, поэтому восприятие музыки, разумеется, индивидуально.

Крайние формы фанатизма, когда человек начинает повсюду следовать за своим кумиром, или кончает жизнь самоубийством, когда умирает его кумир (такие случаи широко известны), конечно, разрушительны. Это форма зависимости.

— Полезен или вреден рок в таком случае?

— Очень сложно сказать наверняка, как, впрочем, о многих других вещах в нашей жизни. Возможно, чересчур агрессивный рок вреден. Однако едва ли что-то может дать запрет подобной музыки. Если у человека есть какие-либо тенденции — так или иначе он найдет для них выход — случится ли это в связи с прослушиванием музыки или с чем-то еще. Та или иная рок-группа — всего лишь лакмусовая бумажка, посредством которой эти тенденции проявляются.

Подростки, например, очень часто западают на исполнителей, чьи тексты и музыка наполнены суицидальными темами, потому что сам подростковый возраст — это, своего рода, символическая смерть: смерь ребенка, прощание с детством, связанные с этим многочисленные изменения и переход во взрослую жизнь. Сами подростки, как известно, любят тему смерти и протеста. Это может проявляться в приверженности к различным субкультурам, таким как эмо, и в прослушивании рок-музыки. В той или иной степени это характерно чуть ли не для всех подростков, но по мере взросления они, как правило, начинают от этого отходить или, по крайней мере, слушать другую музыку.

— Несмотря на довольно скупую рекламу, рок-концерты очень популярны. Почему?

— В рок-концертах людей влечет чувственность, эмоциональный обмен. Такой обмен присутствует, как правило, на многих живых концертах музыки различных жанров, но на рок-концерте зритель может не только слушать, но и выразить себя, спеть вместе со своим кумиром, двигаться. Человек в принципе устроен так, что ему необходимо что-то чувствовать, ощущать. Недаром именно в тот момент, когда нас посещают очень сильные чувства (например, любовь) мы испытываем самое большое счастье. Хотя чувства могут быть и очень неприятные, но иногда люди внутренне готовы испытать их, лишь бы вообще что-нибудь испытать — это, порой, лучше, чем не чувствовать совсем.

В социуме выражение полной гаммы эмоций невозможно. Даже если речь идет о радостных чувствах, когда они чересчур интенсивны, а что уж говорить про негативные. Не только в обществе, но и у отдельных людей существует запрет на выражение негативных эмоций. Всем нравится позитив, и даже если ты уже немного загрустил — окружающие начинают стыдить тебя. О выражении такого чувства как злость и говорить не приходится. С детства многих учат тому, что испытывать подобное очень плохо. Всем хочется видеть в других спокойствие, а на самом-то деле в душевном мире каждого человека творится совершенно иное — то, что по большей части не замечают ни родные, ни близкие, ни друзья. Мало кто понимает, что вся гамма человеческих эмоций совершенно нормальна. Ненормальным бывает порой лишь «неправильное», асоциальное выражение чувств.

Рок же позволяет вылить все эти неприемлемые в обществе эмоции сравнительно безопасным (хотя и не всегда) путем, да еще и получить на них ответ — взаимодействие с музыкантами и с теми людьми, которые приходят на концерт. Рок-концерт — это, своего рода, способ понять, что ты не одинок — будь то возвышенная любовь, агрессия, депрессивные чувства, желание собственной смерти, периоды взлета и падения, которые характерны абсолютно для каждого человека. Стоит ли говорить, что все, о чем мы рассказываем, происходит бессознательно.

Диана Арбенина / ©Светлана Боброва

— Почему, на ваш взгляд, существует довольно тесная ассоциативная связь между употреблением наркотиков и рок-музыкой? Иными словами, почему рок-исполнители, вероятно, чаще, чем исполнители других музыкальных направлений употребляют наркотики?

— Ответ на этот вопрос могут дать лишь сами музыканты — мы можем только предполагать. Возможно, употребление психотропных веществ как раз и связано с тем, что выдерживать на сцене погружение в океан своего бессознательного не просто. Судя по тому, что говорят сами музыканты, контакт со зрителем может быть очень опустошающим, а может быть, наоборот, наполняющим — все зависит от того, какая публика подбирается в зале. Чтобы выдерживать такую мощь — человек должен быть очень сильным, зрелым, и размах его личности должен быть очень широк. А большинство рок-музыкантов становятся популярными часто в очень молодом возрасте. Кроме того, наркотики многими воспринимаются как некое средство погружения в глубины своей души с легкой подачи некоторых авторов, например, Кастанеды. Это очень опасное занятие, которое вместо желаемого результата приводит к разрушению, так как даже самый легкий наркотик уничтожает творческую составляющую энергии либидо — той части в нас, которая дарит нам радость и созидание.

Психология музыки. Влияние музыки на людей. Музыкотерапия.

Приветствую! Слышали когда-нибудь о влиянии музыки психологию человека: мозговую активность, мотивацию, работу? Тема сегодняшнего материала «Музыкальная психология, психология музыки и ее влияние на людей», я расскажу о ее принципах, появлении, восприятии, правильном использовании в качестве музыкотерапии и других интересных вещах, связанных с ней.

Музыка глубоко нас трогает. Она может изменить настроение и атмосферу с одной на другую. Частота сердцебиения, артериальное давление и спортивное мастерство увеличивается с динамическими тонами. Или мы выбираем «мягкий» жанр и расслабляемся. Он ослабляет боль, беспокойство и уменьшает гормоны, отвечающие за стресс, что меняет восприятие мира. В свою очередь, гормоны счастья преобладают, а иммунная система укрепляется.

Отношение к музыкальному творчеству рождается уже в утробе матери. Она работает без слов и обращается к подсознанию, она используется в психотерапии даже у пациентов с деменцией и комой. Музыка — это не просто хорошее развлечение. Ее можно использовать специально для мотивации, улучшения работоспособности, расслабления или бальзама для души, было бы желание.

– Музыкальная психология: принципы и влияние.
– Музыкотерапия (музыкальная терапия).
– Музыкальная психология: Каково влияние музыки на мозг?
– Музыкальная психология: Каково влияние музыки на тело?
– Как можно использовать музыку в повседневной жизни?
– Методы музыкальной терапии в медицине и терапевтии.
– Какое влияние оказывает музыка на ребенка в утробе матери?

Музыкальная психология: принципы и влияние.

Музыкальная психология изучает универсальные и дифференциальные законы приема и производства музыки. Она преследует принципы создания влияния на эмоции, мотивацию, когнитивные процессы (усвоение информации, обучение, мышление, творчество), а также интерактивную связь между музыкой, обществом и культурой. Сегодня это рассматривается как часть системы, в которой живем, хотя исторически ее первоначальные импульсы исходили из психологии, философии и образования.

Международное музыкально-психологическое обучение и исследование является больше междисциплинарным, преподается в музыковедении, а реже в психологических университетских институтах. Многочисленные результаты на практике привели к созданию прикладной музыки с разбором и акцентированием на:

  • Музыке в жизни и в рабочем мире;
  • В рекламе;
  • Музыкальной психологии в педагогике;
  • Психологических основах музыкальной терапии (музыкотерапия).

В результате появились классификации, созданные из скрещивания некоторых дисциплин. Подробней о них ниже.

Акустика и психофизика.

  1. Музыкальная акустика: акустика, в которой рассматриваются механизмы генерации звука с помощью инструментов, эффекты воспроизведения и влияние звуковых пространств воспроизведения на звучание (акустика помещений, например, реверберация, как эффект отражения звука, обычно хорошо слышна в помещения санузла с отсутствием ковров, которые бы препятствовали распространению эхо-реверба);
  2. Музыкальная психоакустика: исследует субъективные процессы музыкального восприятия и обработки, посредством чего делается попытка понять абсолютный и сравнительный опыт музыкальных звуковых событий при помощи экспериментальной оценки звучания (например, измерение децибелов, спектральный анализ инструментальных звуков);
  3. Физиологическая акустика: касается функций и механизмов слуха в восприятии индивидуальных (единичных) и комбинированных (смешанных) звуков;
  4. Музыкальная психофизика: она основана на психических и физиологических реакциях организма при восприятии высоты тона, частоты и объемы звука.

Когнитивное музыковедение.

Изучает прием (музыкальное восприятие, признание) и производство (создание, воспроизведение) в перспективе обработки информации мозгом. Относится к моделям распознавательного языка, памяти и знаний и пытается создать формализованные декодирующие модели посредством их адаптации к музыкальному контенту, которые делают теоретическое понимание функционирования и генерации мелодических, гармонических и ритмических структур теоретически понятными.

В последнее время модели подключения (нейронные сети) и методы искусственного интеллекта нашли свой путь в познании музыкального моделирования. Они подвергаются возможности с помощью компьютерного моделирования применять формализованные модели обучения к системно-автономному или обучающему музыкальному обучению.

Физиология.

Исследования вегетативных реакций на музыку взяло свое начало в глубокой древности: Герофил (древнегреческий врач) в 296 году до нашей эры обнаружил связь между музыкальным восприятием и ритмом пульса.

Вегетативные изменения (пульс и частота сердечных сокращений, дыхания, степень перфузии, психо-гальваническая реакция кожи и т.д.) были изучены в связи с эмоциональным восприятием музыки. Углубленный анализ по вопросу связи с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) — представил Харрер в 1975 году.

Пешешь пытался с помощью специально рассчитанных корреляционных отношений проанализировать корреляцию двух колебаний в шести частотных полосах ЭЭГ от 1,5 до 31,5 Гц синхронизации областей мозга при прослушивании и воображении музыки.

Исследование показывает, что включив и слушая ее, можно стимулировать многие отделы мозга одновременно, при почти любой деятельности. Инструментальное творчество разной интенсивности воздействует на одни и те же участки, но по-разному, отсюда были выведены модели музыкальной терапии, о них поговорим чуть ниже. Что касается развития мозга, то у музыкантов, придумывающих и играющих музыку больше математических и гуманитарных способностей.

Социальная психология музыки и образование.

Соц. психология музыки: в основном это касается социальных и групповых явлений в музыкальных культурах, способность создавать группы людей, делящихся на так называемые субкультурные общества. Музыка, связанная с психологией развития, акцентируется на:

  • Образовании и индивидуальном развитии музыкальности человека;
  • Исследовании талантов и продвижении по службе;
  • Психологических аспектах музыкального образования;
  • Музыкальных влияниях на развитие личности.

Музыкотерапия (музыкальная терапия).

Музыкальная терапия имеет долгую историю культурного значения при исцелении психологических болезней, однако, как самостоятельная дисциплина, музыкальная терапия установилась только во второй половине 20-го века. Сегодня она обычно понимается как особая форма воздействия на психологию подсознательных отклонений в настроении и, таким образом, становится одним из атрибутов лекарств в клинической психологии.

Существует две формы музыкотерапии: восприимчивая и активная.

Восприимчивая музыкотерапия работает с воспоминаниями о конфликтных и проблемных ситуациях, которые стимулируются прослушиванием эмоционально заряженного контента. Сегодня, в основном, практикуется активная музыкотерапия; ставится сэт из нескольких композиций или живая импровизация, которая влияет на сознание человека таким образом, чтобы он смог передать испытываемые эмоции без слов. Также используется в групповой терапии.

Активная музыкальная терапия (музыкотерапия) часто используется в сочетании с другими видами художественной деятельности, например, движение, танец, живопись и рисунок (в отдельных случаях, например, при занятиях спортом, быстрые жанры мотивируют (см. Как себя мотивировать?), поэтому спортсменов можно часто встретить с наушником в ухе). Вне психотерапевтического поля в более узком смысле элементы музыкальной терапии также используются в специальном образовании, гериатрии и медицине. Например, в клинической медицине прослушивание инструментала тестируется и используется в качестве дополнительной терапевтической меры для снижения тревожных, стрессовых и болевых реакций.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на мозг?

Слух — одна из наших систем раннего предупреждения. Воспринятие звука посылает сигнал в аналитическую область головного мозга, которая оценивает, какой тип эмоциональной реакции активировать: страх, злость, отчаяние, веселость и т.д. (пример: кинофобы при лае собак, услышанный во дворе, в одно мгновение впадают в дикий нервоз). Вот почему мелодия может донести до нашей сущности нефильтрованное с самого начала и работать соответственно глубоко. Только во второй момент сознание начинает собирать звуки в голове, чтобы мы сознательно воспринимали их как безопасное звучание — это психология восприятия музыки.

Музыка в памяти хранится как запахи, в лимбической системе. Подобно тому, как некоторые ароматы сразу напоминают человека или ситуацию, так и она. Вот почему композиция, которую мы знаем, всегда вызывает чувства. У каждого свои воспоминания. Нет защищенного выбора воспоминаний, ведь если мы услышали музыку в эмоциональной ситуации и, услышали ее через 10-20-30 лет, ненавязчиво вы вспомните все до последней детали.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на тело?

Музыка записывается в мозг не только через уши, но и через рецепторы давления на коже. Вибрации звука приводят в движение воду в теле, так что все резонирует. В конце концов, доля воды составляет 75% у новорожденных, 65% у взрослых и у 50% у пожилых людей.

Музыка влияет на сердечный ритм, кровяное давление и частоту дыхания. Согласно исследованию Центрального медицинского страхования, нормальные функции организма человека происходят с 72 уд. в минуту. Музыкальный контент с более чем 72 ударами в минуту (bpm) активирует систему тела, подталкивает вверх, улучшает настроение и повышает производительность. Медленный с менее чем 72 уд / мин, особенно классический, имеет успокаивающий эффект. Гормоны стресса разрушаются, мышцы расслабляются и понижается давление. Если уровень стресса падает, он также оказывает укрепляющее действие на иммунитет.

Влияние музыки на умственные способности.

Самое известное исследование влияния музыки на концентрацию было опубликовано Фрэнсисом Раушером из Университета Висконсина. Их испытуемые могли сосредоточиться лучше всего через 10 минут прослушивания творений Моцарта. «Эффект Моцарта» с тех пор был распространен на других классических мастеров и рок-музыки. Самый важный момент — это не тот тип музыки, который им нравится. Интересно, что классика и рок работают на большую концентрацию. Но если вы хотите усилить подсознательные процессы, то Mozart & Co имеет приоритет.

Психология восприятия музыки: Концентрация звукового фона не должна быть слишком насыщенной инструментами, звуками и резко выделяющимися шумами, и должна содержать как можно меньше текста или вообще без него. Счастливый основной тон, в классическом мажорном, а не минорный, лучше всего активирует соответствующие мозговые области.

То, что появилось в исследованиях в школах, — это возможное увеличение IQ с помощью музыкальных прослушиваний. Деградация клеток мозга у людей в возрасте должна замедляться под влиянием музыки.

Большим плюсом для умственной деятельности является периодическая музыкальная деятельность. Даже больше, чем пассивное прослушивание, новые взаимодействия образуются в мозге при обучении и игре на муз. инструменте. Интересный факт — музыканты имеют более выраженный мост, то есть связь между правым и левым полушариями, чем не-музыканты.

8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

Фридрих Ницше

Кантри, вестерн-свинг, фри-джаз, блюз, хаус, нойз, рок-н-ролл, пауэр-поп, джаз-рок, панк-рок, ска, регги, диско, джаз-рэп и т. д. — на сегодняшний день известно 17 музыкальных жанров и несколько сотен поджанров, но несмотря на такое разнообразие, у каждого из них есть свои почитатели.

На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект — влияние музыки на работу головного мозга.

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

1. Может ли музыка сделать нас счастливее?

Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона (Jerrold Levinson), музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии. Объяснить ее положительное влияние на состояние человека можно хотя бы тем, что реакции нашей нервной системы на жизнерадостные и сентиментальные музыкальные произведения совершенно разные. К примеру, участники недавнего эксперимента, прослушав короткую композицию, интерпретировали нейтральное выражение лица как счастливое или грустное в зависимости от того, какую мелодию услышали.

Эмоции, возникшие под влиянием музыки, можно условно разделить на два вида — воспринимаемые и прочувствованные. Это значит, что человек способен понять настроение музыкального произведения, даже если ему никогда не приходилось испытывать подобные ощущения в реальной жизни. Так, при психологических расстройствах депрессивного характера веселая музыка только усугубляет состояние человека, тогда как грустные мотивы, наоборот, возвращают в жизнь яркие краски. 🙂

  • Физиология счастья

2. Как фоновый шум влияет на креативность?

Чтобы не сойти с ума со скуки во время работы над каким-то до боли знакомым заданием — за выполнение какого вы, вполне возможно, получаете солидное материальное вознаграждение — вы надеваете наушники, выставляете нужную громкость, выбираете необходимый список воспроизведения и жмете кнопку «play», ведь так? Как бы то ни было, когда речь идет о работе, требующей активации правого полушария, громкая музыка вряд ли сможет помочь.

Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.

При высоком уровне шума мозг человека слишком перегружен, так как пытается не только абстрагироваться ото всех отвлекающих факторов, но и обработать информацию настолько качественно, насколько это возможно.

  • Ага!-момент, или Наука генерации великих идей

3. Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?

Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определенная зависимость.

В первой части эксперимента 36 518 молодых людей со всего мира должны были провести ранжирование 104 музыкальных жанров в зависимости от их личных предпочтений. Следующий этап исследования был несколько сложнее: участникам нужно было разбиться на пары и попытаться определить черты характера своих партнеров, исходя из их списка 10 самых прослушиваемых композиций. Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность.

Ученые пришли к следующим выводам:

  • поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;
  • среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;
  • фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
  • почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;
  • к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;
  • фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;
  • поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие — это точно не про них;
  • любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;
  • у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;
  • почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;
  • очень часто у любителей тяжелой музыки — хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. — заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.

Полученные результаты позволили ученым разработать уникальную в своем роде модель, отображающую связь между музыкальными предпочтениями и характером человека:

4. Стоит ли слушать музыку во время вождения?

Существует бесчисленное количество гипотез об удивительной силе влияния музыки на процесс вождения, но к сожалению, ни одна из них не дает ответ на вопрос о том, безопасно ли это. Результаты недавнего исследования, проведенного учеными университета имени Бен-Гуриона (г. Беэр-Шева, Израиль), позволили усомниться в правильности общепринятых догадок о положительном влиянии музыки на поведение водителей во время управления автмобилем.

Учеными было протестировано, как на водителей влияет музыка, выбранная ими самостоятельно, «безопасные» композиции, предложенные исследователями, и полное отсутствие какого-либо музыкального сопровождения. В результате предположения, сделанные учеными до начала эксперимента, полностью подтвердились: водители допустили наибольшее количество ошибок во время езды в сопровождении выбранных ими композиций, чуть меньше опасных ситуаций возникло в отсутствии музыкального сопровождения, ну а музыка, предложенная исследователями, подействовала на водителей наиболее благоприятно.

  • 8 факторов, ежедневно влияющих на наши решения

5. Существует ли связь между музыкой и логикой?

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга (латерализация).

6. Как классическая музыка влияет на жертв инсульта?

Небольшое исследование, результаты которого были опубликованы на сайте Американской ассоциации трудотерапии, показало, что классическая музыка имеет некие реабилитационные свойства.

Эксперимент проводился при участии 16 пациентов, перенесших инсульт правого полушария головного мозга. На протяжении одной недели исследователи вели наблюдение за тем, как классическая музыка, белый шум и тишина влияют на внимательность и визуальное восприятие каждого больного. Полученные результаты фиксировались учеными при помощи специально разработанных визуально-аналоговых шкал (ВАШ, обычно используются для определения степени интенсивности боли). Как и в случаях с креативностью и вождением, тишина не оправдала ожиданий ученых, а вот классическая музыка значительно увеличила длительность концентрации внимания пациентов и улучшила их визуальную память.

  • Каким полушарием думают маркетологи?

7. Почему подслушивать телефонные разговоры вредно? 😉

В токийском метро есть знак, предупреждающий о том, что телефонные беседы нарушают спокойствие остальных пассажиров. Как выяснилось, этому есть научное объяснение. 🙂

Согласно результатам исследования, проведенного учеными Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), если человек становится невольным свидетелем подобного «полудиалога», то его внимание рассеивается больше, чем если бы он слышал полноценный разговор.

«Согласно результатам социального опроса, 82% людей считают телефонные разговоры откровенно раздражающими. Нам было любопытно узнать, какому психическому воздействию поддаются пассивные слушатели, поскольку сегодня каждому из нас приходится примерять на себя эту роль по несколько раз за день», — говорит руководитель исследования Вероника Гальван (Veronica Galvan), доцент кафедры психологии.

В ходе эксперимента 164 волонтерам было предложено расшифровать несколько анаграмм. В это время сами исследователи активно общались между собой или разговаривали по телефону, при этом участники даже не подозревали, что неподобающее случаю поведение психологов было также частью эксперимента.

Покончив с заданием, те студенты, для кого фоном послужил телефонный разговор, признались, что это существенно снижало их скорость работы и концентрацию внимания, тогда как вторая половина участников с горем пополам вспомнила, о чем беседовали ученые и беседовали ли вообще.

8. Как сделать тренировки более продуктивными?

Ученые на протяжении долгих лет исследуют влияние музыки на процесс физических тренировок. К примеру, в 1911 году американский ученый Леонард Айрес (Leonard Ayres) обнаружил, что велосипедисты крутят педали гораздо быстрее, слушая ритмичную музыку, чем когда едут в тишине.

Так происходит, потому что музыка просто-напросто заглушает сигналы об усталости. Тело, чувствуя физическое истощение, посылает в мозг соответствующие импульсы о том, что мышцам необходимо время для восстановления сил. Музыка, в свою очередь, предопределяет подобные сигналы и мотивирует человека заниматься дольше. Нужно заметить, что музыкальное сопровождение особенно полезно во время тренировок с низкой или умеренной интенсивностью, так как боль, возникающая во время сильных нагрузок, игнорировать практически невозможно.

Музыкальное сопровождение также помогает человеку распорядиться своим энергетическим запасом наиболее эффективным способом. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что велосипедисты, слушающие музыку во время тренировки, потребляют на 7% меньше кислорода, несмотря на то, что нагрузка остается неизменной.

«Некоторые психологи утверждают, что люди имеют врожденное предпочтение ритма с частотой 2 герца, что эквивалентно 120 ударам в минуту (bpm — количество четвертных нот в минуту, определяющих скорость воспроизведения композиции), хотя для занятий на кардиотренажерах — беговых дорожках, орбитреках, велотренажерах и т. д. — подходит более ритмичная музыка. По мнению исследователей, так называемым “мотивационным потолком”, обеспечивающим пик продуктивности человека, являются композиции с частотой 145 bpm».

  • Миф о мотивации: как сконцентрироваться, если вам скучно?

Теперь, зная о том, как музыка влияет на вашу продуктивность, осталось только синхронизировать свои музыкальные предпочтения с программой тренировок. 🙂

И не забудьте отключить автовоспроизведение видео на сайтах и ледингах!

Высоких вам конверсий!

По материалам blog.bufferapp

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *