Когда день Ильи

Гулянья в «грозный праздник»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит». Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину — коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки». На улицах играли на народных инструментах — гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане — разновидности флейты Пана. А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски — ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Ильин день — конец лета и начало жатвы

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после — осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает — жито зачинает». Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах — в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.

Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол — «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода — на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города».


Традиции и обряды в Ильин день

Среди русского народа Илия пользуется особым уважением и почетом, в славянской культуре его считают повелителем грома, небесного огня, дождя, урожая и плодородия. Так для сохранения урожая и большей плодовитости скота в России устраивали совместную трапезу с жертвоприношением. В качестве жертвы выступал баран или бык. Крестьяне сгоняли свой скот к церкви, а священник проводил молебен и окроплял его священной водой. После этого приносили в жертву животное, купленное на общие деньги, и устраивали пир, который длился обычно до утра.

Также в некоторых местностях перед Ильиным днем пекли обрядовое печенье, тогда прекращали все полевые работы, а в Ильин день запрещалась вся работа Многие верили, что это чревато гневом Ильи, и привело бы к наказанию за непочтение к празднику. Исключением были пасечники. На Руси верили, что уход за ульями был безопасен, и, если даже среди пчел затаился злой дух, то Илья пророк ни за что не поразит их.

Однако Илию Русский народ воспринимал не только как грозного пророка, но и как благодетеля. К примеру, у крестьян был обычай умываться праздничным дождем. Они верили, что это сохранит их здоровье и убережет от различных чар, сглазов и т.д. В этот день к Илье обращались в надежде, что он уничтожит всю нечисть в деревне. Также, чтобы избавиться от злых демонов, ведьм, бесов и прочей нечисти наши предки освящали дом святой водой. Этот обряд проводился во время грозы, так как люди верили, что Илья пророк поразит всех злых духов своими огненными стрелами.

В России очень популярен был обычай не пускать в этот день животных: кошек, собак. Крестьяне верили, что именно животные больше подвержены вселению злых духов, чем люди, и именно с ними демоны могут проникнуть в дом. Наши предки считали, что к этому празднику должны были закончить сенокос. Это отражается в таких пословицах как: «Илья Пророк – косьбе срок»; «Илья жниво зачинает, лето кончает». Во многих областях России этот праздник был, так сказать промежуточным днем между летом и осенью. Об этом свидетельствую такие пословицы как «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды – ночь длинна и вода холодна».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *