Икона святого Алексея

Содержание

Алексий, Митрополит Московский, святитель.


Святитель Алексий, Митрополит Московский. Галерея икон Щигры.

Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным — в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».


Икона «Святитель Алексий, Митрополит Московский». Георгий Зиновьев. Около 1690 года.

С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.


Святитель Тихон, Епископ Задонский, святитель Алексий, Митрополит Московский, преподобный Симеон Столпник. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

И в 1320 году вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен был с именем Алексий — на 20-м году. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявленскую, с 1337 года был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга.

Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митрополит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность, с званием наместника митрополичьего.


Икона «Святитель Алексий, Митрополит Московский и всея России чудотворец» с житием. Дионисий. Конец XV века (около 1481 года).

В конце 1352 (1350) года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной».


Икона «Святитель Алексий, Митрополит Московский». Конец XV века. Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии.

Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревностью заниматься церковными делами.

В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа, который требовал себе доходов от Тверского епископа. Святителю известно было, что хотя при митрополите Феогносте испрашивали себе особого митрополита, но это было не надолго, да и не в том виде, как хотел Роман.


Икона «Образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святителями Стефаном, архиепископом Сурожским, Леонтием, епископом Ростовским, Филиппом, Петром, Алексием, Ионой, митрополитами Московскими». Феодор Зубов. Ярославль. 1659 год.

И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель отправился в 1356 году в Константинополь, туда же явился и Роман. Патриарх Каллист подтвердил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, и с титлом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути поднялась страшная буря на море: волны катились, как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в бездне. Все бывшее с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно, дав обет соорудить храм во имя святого того дня, в который корабль пристанет к берегу. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Итак святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.


Икона «Святый Алексий, митрополит Московский и Всероссийский». XIX век. Из собрания П.И. Щукина.

В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И он с ревностью обратился к делам митрополии. Несколько епархий оставалось без архипастырей, умерших от моровой язвы. Он посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань. В то же время низложил он Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна. Всячески заботясь о своей пастве, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием). Святитель Алексий много трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживал отношения с ордынскими ханами.


Икона «Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп, предстоящие Деисусу». Правая створка трехстворчатого складня. Конец XVII века. Школа оружейной палаты. Из собрания П.Д. Корина.

Слава о святой жизни митрополита Алексия дошла до столицы татарского хана. Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Никакие врачевания не могли возвратить ей зрение, и она решилась обратиться к святителю Алексию, о котором слышала, как о святом муже. В Москву явилось посольство от хана с письмом к великому князю. «Мы слышали, — писал хан, — что есть у вас служитель Божий, который если в чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить его волю. Любовь к отчизне и святой Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? «Прошение и дело превышают меру сил моих, — говорил святитель князю, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, не презрит Он молитвы веры». Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром совершил он молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время самого моления внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Из Москвы отправился он 18 августа 1357 года. С верой твердой шел он в Орду; а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Она повелела устроить одежды того вида, как видела она. Ожидаемый принят был с честью в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал святителю в качестве почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице. Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь.

Икона «Святитель Алексий, митрополит Московский». XVII век.

Святая ревность о благе отечества заставила святого Алексия еще раз предпринять тот же путь. Хан Джанибек был злодейски убит своим сыном Бердибеком, который умертвил еще и 12 братьев своих. В Москву явился посол нового хана и требовал от русских князей даров и их самих звал в Орду. Святителя умоляли снова идти в Орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. «Но пастырь добрый полагает душу свою за овцы», — сказал себе святитель и отправился по Волге в Золотую Орду. Ему пришлось испытать в Орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией сумел он снискать благосклонность Бердибека. И признательная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.

Икона «Святитель Алексий Московский с предстоящими преподобными Иулианией и Евпраксией».

Когда скончался великий князь Иоанн (1359 год), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя московского. Он возвышал Москву как центр Православия и единения Руси.

Икона «Святитель Алексий Московский с житием». XVII век.

Между тем святитель занимался строением обители иночества. В 1361 году основал он женскую общежительную обитель во имя Ангела Хранителя своего Алексия. В том же году основан им на берегу реки Яуза обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: «Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих». И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители. В 1362 году основан святителем владычний монастырь, в 3 верстах от Серпухова. Здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь. После того исполнил святитель прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и в другом введено им общежитие. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила, на месте, подаренном царицей Тайдулой. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию.

Икона «Святители Петр, Алексий, Иона, митрополиты Московские». Московская школа. Конец XVI века. Из собрания П.Д. Корина.

«В Чудовом монастыре, — писал преподобный Иосиф Волоколамский, — блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у святого Сергия, а других взял из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу». Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. «Монастырь Михаила чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу», — писал святитель. Он же подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.

Икона с мощами «Апостол Андрей Первозванный и митрополит Московский Алексий». XVIII век.

С 1367 года святителю Алексию много надлежало перенести скорбей и трудов по делам тверских князей. Вместе с преподобным Сергием умирил Тверь, и князь Михаил, после пяти лет вражды, вынужден был смиряться перед великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: «По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана».

Икона «Святители Петр, Алексий, Филипп, Ермоген и Иона, митрополиты Московские». Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Митрополит нередко посещал своего пустынного друга преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. Мудрые советы смиренного старца и его святая равноангельская жизнь подали святителю мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, он хотел поступить по примеру своего предшественника митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил патриарха не назначать себе другого приемника, кроме него, то есть Алексия.

Икона «Русские святые преподобный Антоний Печерский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, святитель Стефан Великопермский, святитель Петр, митрополит Московский». Художник В.М. Васнецов. Роспись в алтаре Владимирского собора г.Киева.

И вот он вызвал к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту. С любовью встретил святитель пустынного гостя. Среди беседы он вдруг приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Он своими руками возложил на Сергия золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», и сказал: «Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Знаю достоверно, что все от Великодержавного до последнего человека тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь».

Сень над ракой с честными мощами святителя Алексия, установленная в Богоявленском Елоховском соборе.

Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя. С великим уничижением, даже со скорбью, он стал отрекаться от предлагаемой ему чести, несмотря на долгие уговоры святителя.

Тогда прозорливый святитель увидел, что если он еще будет настаивать на своем желании, то заставит преподобного Сергия удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню, и опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавшей его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.

Икона святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Со страницы Устав монастыря книги Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь

Святитель Алексий достиг глубокой старости, 78 лет, пробыв на кафедре митрополичьей 24 года. В продолжение служения посвящено им было более 20 архипастырей Русской Церкви.

Драгоценным памятником пастырского учения его служат Евангелие, окружное послание к пастве и послание к христианам Нижегородской области. Евангелие святого Алексия, писанное собственной рукой его, хранится в Чудовом монастыре. Оно писано тогда, как святитель был в Константинополе, и, следовательно, тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки греческого Евангелия. В окружном поучении святитель, сказав о своей обязанности учить паству и о расположении, с какими паства должна принимать наставления. Всем говорит: «Приходите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами; отвергните все дела злые и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Оставив все дела свои, без лености собирайся на церковную молитву. Не говорите: отпоем себе дома. Как храмина без огня от одного дыма не может нагреться, так и эта молитва без церковной. Церковь именуется земным небом. В ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие Царства Божия и писания святых апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый Херувимами; в ней руками священническими приемлются Тело и Кровь Божественные и преподаются верным во спасение и очищение души и тела. Итак, входя в церковь, вострепещи душою и телом: не в простую храмину входишь. Не дерзайте, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви. Имейте знамение Христово в душах ваших. Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, причащайтесь Тела и Крови Христовой».

В послании к Нижегородской пастве научает паству страху Божию. Пастырям говорит: «Не убойтесь лица сильных, запрещайте им обижать меньших. Пусть будет между христианами мир, любовь и правда, не на словах только и на языке, но в сердце чистом и душе прямой. Пишу это не для одних игуменов и иереев, но и для князей и бояр, для мужей и жен, и для всех православных христиан. Имейте, дети, попечение, покорность и послушание к духовным отцам вашим, так как они учат вас полезному и спасительному для души». Святой Церковью святитель прославляется как «питатель вдов, и сирот отец, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим», «церковная красото», «великий чудотворец», «светило всея российския митрополии», «златозарная российская звезда».

Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363—1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины.

Так как первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алексием во имя святого Архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь московский Василий Васильевич Темный (1425—1462) повелел построить каменный храм. И когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Это было 20 мая 1431 года. С того времени стали чтить память святителя. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия.

В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабря 1484 года — архиепископ Новгородский; память 4/17 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу.

20 мая 1686 года при патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия.

Память святителя Алексия Русская Церковь торжественно празднует 12/25 февраля — в день кончины, и 20 мая/2 июня — в день обретения и перенесения святых его мощей. Сохранилось в «Иконописном подлиннике» и описание иконы обретения мощей святителя.

В начало

Все о религии и вере — «молитва афанасию и кириллу» с подробным описанием и фотографиями.

Церковный Православный праздник января.

Cегодня 31 января (18 января по старому стилю),

православная церковь празднует:

* Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. * Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Святителя Максима Нового, деспота Сербского (1516).

Преподобных Маркиана Кирского (ок. 388), Сильвана Палестинского (IV), Илариона, Емилиана, Димитрия. Мучеников Кириака, Ксении, Феодосии. Святителя Ефрема, епископа Миласского (V). Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Священномученика Михаила (Каргополова) пресвитера, Красноярского (1919). Священномучеников Владимира (Зубковича) протоиерея, Белорусского (1938), Николая (Красовского) и Сергия пресвитеров (1938).

День святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.

Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария (Арий (256-336) – александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом). После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.

Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.

Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.

Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.

Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).

Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.

Даты в тексте даны по старому стилю.

День преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.

У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем — преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу

После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын — Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий — познание книжного учения.

Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.

Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Сегодня православный церковный праздник:

Другие популярные православные праздники:

Православные праздники Июля.

Православные праздники Сентября.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье.

Сретение Господне. Праздник Сретения Господня.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Усекновение главы Иоанна Предтечи.

О посте. Пост православного человека.

Великий пост или Святая Четыредесятница.

6 января праздник: Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник. Преподобномученицы Евгении.

10 августа праздник: Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия. Святителя Питирима, епископа Тамбовского. Апостолов от 70-ти и диаконов.

18 августа праздник: Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния Антиохийского.

29 августа праздник: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мученика Диомида врача. Мучеников 33-х Палестинских.

6 ноября праздник: Иконы Божией Матери, Всех скорбящих Радость. Мученика Арефы, с ним 4299 мучеников.

3 декабря праздник: Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Преподобного Григория Декаполита.

Православные информеры для сайтов и блогов

Все православные праздники .

31 января 2016 года — Неделя 35-я по Пятидесятнице.

31 января 2016 года. Неделя 35-я по Пятидесятнице.

Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского.

Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

За Божественной Литургией 31 января 2016 года читали:

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Тропарь святителя Афанасия Великого, глас 3

Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак святителя Афанасия Александрийского, глас 2

Православия насадив учения, злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителя Афанасия Великого, глас 2

Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Молитва святителю Афанасию Великому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Тропарь святителя Кирилла Александрийского, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение, Кирилле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Бездну нам учений богословия источил еси яве от источник Спасовых, ереси погружающую, блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую, странам бо всем наставник, преподобне, яко Божественная являя.

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, глас 3

Делы возсиявше православия, все погасившие злославие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

24 января 2016 года — Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

7 февраля 2016г. — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской »

>МирТесен

О чём мы думаем то и свершится,…что в мир пошлём, то к нам и вернётся…

31 января – День святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Еретики все время, пока существует христианство, отравляли благочестивым подвижникам церкви жизнь. Многие святые пострадали от их злых языков и клокочущей в прогнивших душах ненависти, но все равно не отступили от собственных убеждений. Особенно доставалось от несущих ересь представителям духовенства. Подобная участь не обошла и архиепископов Александрийских, Афанасия и Кирилла, день памяти которых церковь отмечает ежегодно 31 января.

Детство Афанасия Александрийского.

Будущий святитель родился около 297 года в Александрии. Его семья строго придерживалась христианских догматов, посему мальчик рос в атмосфере благочестия и добродетели. Неудивительно, что с самого раннего детства он испытывал любовь к богослужениям. Более того, отрок предпочитал обычным детским развлечениям игру в священников, устраивая сие действо вместе со своими сверстниками, также воспитывавшимися в христианских семьях. Зачастую к ним примыкали чада язычников, но никто не гнал детей противников Иисусовой веры. Напротив, Афанасий старался донести до таких ребят слово Божие, рассказывая о жизни и служении людям и Богу Спасителя. Уверовавших отроков он обращал в христианство, совершая над ними обряд Крещения.

Такое ревностное и вместе с тем трепетное отношение к Богу и вообще церковной теме у юного Афанасия сформировалось, в том числе под влиянием поступка его матери. Она привела сына в храм к святителю Александру, патриарху Александрийскому, посвятив, таким образом, Господу.

Духовная деятельность Афанасия.

В возрасте 21 года подвижника его наставник рукоположил в сан диакона. Вот тут-то и началось столкновение будущего архиепископа с ересью. Афанасий не без скорби наблюдал складывающуюся в Церкви ситуацию. Новообращенные в веру Иисусову не обладали желательными качествами, как то благочестие, добродетельность, смирение. Наоборот, все их существование и служение в храме были направлены на достижение корыстных целей – славы, высоких священнических званий. Эти люди продолжали соблюдать языческие обычаи.

Один из таких еретиков – Арий – положил начало новому лжеучению: арианству – последователи которого называли себя арианами. Он учил жить в свое удовольствие, сыпал бранью на Иисуса и Богородицу, ставил Человека выше Бога. Ересь эта приобрела массовый характер, но святитель Афанасий пытался с нею бороться. В 325 г. подвижник публично выступил против Ария на Никейском соборе. Спустя год, став епископом после кончины патриарха Александрийского, он продолжил благое дело, употребив все свои силы, используя новые полномочия.

Такой ревностный отпор новой лже-религии вызвал восстание христиан, неустойчивых в вере. Святитель Афанасий стал объектом клеветы. Еретики подобно змеям оплели императорский двор. Пользуясь мягкотелостью тогдашнего правителя Константина Великого, они то и дело доносили императору на святителя. Афанасию пришлось покинуть город, долго скрываться. Правда, без поддержки его не оставили друзья: святые преподобные Пахомий и Антоний.

Злоба еретиков, увы, не утихала. Много скорбей пережил Афанасий от них, но везде выходил победителем, все обличения в свой адрес опровергал, представляя доказательства собственной невиновности. Однако это не помогало. Дошло до того, что императорский двор принял сторону ариан. Правителем в то время уже являлся сын Константина Великого Констанций. Начались страшные христианские гонения, и святитель Афанасий вынужден был укрыться на 3 года в Риме.

В конце концов, Бог наказал нечестивцев. Святитель вернулся в Александрию уже при императоре Валенте, который и дал добро подвижнику на занятие прежней должности епископа. В целом Афанасий прослужил в указанном сане 46 лет. Он ушел из жизни 2 мая 373 г., в 76 лет.

Детство и юность Кирилла Александрийского.

Второй архиепископ, чей день памяти православная Церковь празднует совместно с таковым святителя Афанасия, 31 января, имел знатное происхождение. Семья, в которой он появился на свет, также придерживалась христианских канонов и отличалась благочестием.

Родители позаботились о том, чтобы сын их рос ребенком умным и образованным. Кирилл изучил многие науки светского характера, включая философию. Особое же прилежание будущий архиепископ проявлял в овладении знаниями на тему веры Иисусовой. Юным отроком подвижник поступил в скит св. Макария, расположенный в Нитрийских горах. В этой обители святитель Кирилл прожил целых 6 лет. Он заслужил своим ревностным отношением к вере сан диакона, который пожаловал подвижнику сам патриарх Александрийский Феофил.

В это время в Александрии противники христианства активно продвигали новое лжеучение – ересь Новациана. Данный «учитель» внушал всем и каждому, будто отпавшие в период гонений на Церковь верующие никогда не смогут быть приняты в ее лоно вновь. Святитель Кирилл, будучи уже патриархом вместо умершего Феофила, вел борьбу с данной ересью и добился-таки положительных результатов: нечестивцев удалось изгнать из Александрии.

Но имелась и другая беда, угрожавшая христианской религии. Опасность представляли иудеи, восстававшие периодически против Церкви, притом расправлявшиеся с праведниками с особой жестокостью. Архиепископу пришлось вести долгую упорную борьбу и с такой проблемой. Он также успешно справился с окончательным искоренением язычества, устроив на месте капища храм.

И тут случилась новая неприятность глобальных масштабов: пресвитер Антиохийской церкви Несторий был избран на Константинопольскую кафедру. Таким образом, у него появилась шикарная возможность для продвижения в массы собственного лжеучения.

Очередная ересь имела основные догматы:

*две сущности Бога – Бог Отец и Бог Сын – не сливаются в одно, и должны рассматриваться отдельно;

*Деву Марию следует называть в связи с этим Христородицей, ведь произвела на свет она человека Иисуса.

Конечно, св. Кирилла до глубины души возмущал подобный абсурд. Он пытался образумить Нестория, но напрасно. И епископ решился на крайние меры: написал обличительные трактаты клирам нескольких крупных Церквей, Патриархам и Папам. Несторий начал открытую войну с христианством, а св. Кирилла возненавидел, постоянно клеветал на него. В итоге был созван Вселенский собор для решения создавшейся проблемы, который назвал впоследствии учение Нестория ересью. Ну, а находившийся на стороне нечестивца епископ Антиохийский Иоанн отреагировал, созвав свой неофициальный Собор, где обвинил в распространении ереси св. Кирилла.

Точку в этом деле поставил император. Он отправил в тюрьму Мемнона Ефесского, св. Кирилла и Нестория. Через некоторое время защитники истинной веры были отпущены на свободу, Нестория же в результате заседаний Собора лишили сана и сослали в Сасим, что в Ливийской пустыне. Там он скончался от страшного недуга.

32 года длилась епископская деятельность св. Кирилла и завершена она была весьма плодотворно: от ересей не осталось и следа. Он умер в 444 г., подарив христианскому миру множество богословских трудов.

Молитва святителю Афанасию Великому.

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков – ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

Делы возсиявше православия,/ все погасившие злославие,/ победителие, победоносцы бысте,/ благочестием вся обогативше,/ Церковь вельми украсивше,/ достойно обретосте Христа Бога,/ дарующаго нам велию милость.

Тропарь святителя Афанасия Великого

Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Кирилла Александрийского

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Афанасия Александрийского

Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.

Кондак святителя Афанасия Великого

Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителя Кирилла Александрийского

Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.

Реакции на статью

Этот человек занимал достаточно серьезное место в политической деятельности того времени. Его считали покровителем правящей династии и всей державы. Казалось бы, что могилу такого почитаемого человека мы должны были бы найти в Успенском соборе Кремля, где покоятся не менее важные его предшественники, но нет же. Для того, чтобы поклонится и прочитать молитву святителю Алексию Митрополиту Московскому, нам нужно будет отправится в Елоховский Богоявленский собор.

Житие святого

Его жизнь не просто пересказать в нескольких словах, так как она была наполнена различными событиями. За весь свой земной путь он был удостоен чести соприкасаться с влиятельными представителями христианства, отыгравшие в ней значительную роль.

Относительно даты рождения, то нет точных сведений. Известно, что случилось это в конце 13 века в Москве в семье боярина Бяконта. Еще в раннем возрасте Господь послал ему известие про истинное его предназначение. В 15 лет он определился с решением идти в монахи.

С тех пор житие святителя Алексия Московского было связано с Московским Богоявленским монастырем. Тут он провел около 20 лет, мирно следуя всем православным канонам и традициям иноческих подвигов. Начальниками данной обители были достаточно известные люди, которые не раз доказывали свою преданность Господу.

В сан митрополита его возвели в качестве исключения за его духовные достоинства и добродетельную жизнь. Это был период смуты, но он не оставлял свою паству, постоянно о ней заботился. Для того, чтобы хоть как-то унять народ, он не раз обращался за помощью к высшим духовным наставникам.

Был случай, когда он возвращался по морю, то буря чуть не разрушила его корабль и не потопила всех. В тот момент он дал обет о том, что построит храм в случае благоприятного исхода ситуации. Буря утихла и корабль пристал к берегу. Длительное время он проводил работу и по обустройству новых мест пребывания монахов:

  • Чудов в Московском Кремле;
  • монастырь Спаса Нерукотворенного Образа на Яузе;
  • Константино-Елинская обитель во Владимире;
  • Нижне-Новгородская Благовещенская.

Прожил он 78 лет и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. День памяти святителя Алексия Митрополита Московского выпадает на несколько дат. Вот они:

  • 25 февраля;
  • 2 июня;
  • 6 июля;
  • 12 августа;
  • 9 сентября;
  • 23 сентября;
  • 18 октября.

Многие верующие идут именно в эти дни к святому для того, чтобы попросить о самых заветных желаниях. Есть мнение, что молитвенные обращения в эти дни имеют особую силу.

О чем молятся Алексию Московскому

В большинстве случаев он помогает не зависимо от того, знаете ли Вы молитву ему или нет. Важно, чтобы слова были от чистого сердца и с глубокой верой. Чаще всего у него просят верующие помощи в:

  • житейских проблемах;
  • решении материальных споров;
  • исцеление глазных недугов;
  • защиты от нападения врагов;
  • поиске правильного решения.

Не важно, будет прочитан Вами специальный текст из молитовника или Вы проговорите то, что Вас беспокоит от души. Стоит предварительно проговорить благодарственные слова святому за то, что Вы уже имеете. Вот текст молитвы к нему.

«О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоея спасти люди, единородный ти язык: благостояние святых церквей утверди; архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигам добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли; мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящихся ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.»

Лик святого

Икону святителя Алексия митрополита Московского можно найти во многих православных храмах. Есть некоторые списки оригинального творения, которым также присущи чудотворные способности. К наиболее популярным и часто посещаемым относят:

  • храм святителя Алексия в Рогожской слободе;
  • московский храм пророка Ильи в Черкизово, с ним связано нахождение редкого изображения, на котором проходил процесс исцеления ханши Тайдулы;
  • Никольский храм в Хамовниках;
  • храм-часовня святого;
  • Спасо-Андрониковом монастыре;
  • церковь святителя Николая в Заицком;
  • сооружение святого Николая в Троекурове;
  • собор Рождества Христова в Митино;
  • в Богородском Спасо-Преображенском соборе .

На ней он изображен в виде пожилого мужчины с длинной бородой. Правая рука его поднята, а пальцы сложены. В левой руке находится священная книга. Она провоцирует нас на размышления о том, какой подвиг он совершил для земли русской. Но перед тем, как предстать перед ней, внести ее в дом или приняться за молитву, стоит ознакомится с тем, за какие именно заслуги его было причислено к перечню святых.

Знание таких особенностей поможет лучше узнать о том, к кому Вы обращаете свои прошения и тексты молитв будут запоминаться немного легче. Многие обращаются к нему для того, чтобы укрепить свою веру и попросить благословения на подвижническую жизнь.

Алексий, митрополит Московский, всея России чудотворец, святитель (1378)

Святитель Алексий Московский и святая великомученица Татиана

Изображение №6864 (30Х40 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой, чернь.)

Заказать икону

Семейная икона: прав. Алексий Бортсурманский, прав. Алексий Московский, свт. Алеский Московский, бл.кн. Александр (Алексий) Невский

Изображение №6485 (21Х28 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святитель Алексий Московский

Изображение №6410 (10,5Х13 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Семейная икона: Ангел Хранитель, святая вмц. Екатерина, свт. Алексий Московский, равноап. царица Елена с избранными иконами Богородицы

Изображение №6273 (30Х40 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой, эмаль.)

Заказать икону

Святитель Алексий, митрополит Московский

Изображение №5923 (21Х28 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой.)

Заказать икону

Святитель Алексий, митрополит Московский

Изображение №5345 (20,5Х55 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой, эмаль.)

Заказать икону

Святитель Алексий Московский

(10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святитель Алексий Московский

(10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Семейная икона: Богородица «Максимовская, свт. Максим Киевский., свт. Алексий Моск., прп. Фотиния Палестинская, Ангед Хранитель и прп. Александр Свирский

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святитель Алексий, митрополит Московский

(10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Семейная икона. Святая Троица, святые: Ангел Хранитель, святитель Алексий, митрополит Московский. На полях: святитель Николай, мч. Евгений Севастийский, прп. Стилиан Пафлогонянин, мц. Мария Кесарийская

(30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота, хризолиты, рубины, жемчуг)

Заказать икону

Семейная икона. Святые: мц. Анна Готфская, преп. Анастасия Александрийская, преп. Антоний Великий, вмч. Димитрий Солунский, мч. Александр Римский, прп. Сергий Рад., свят. Алексий Московский, свят. Николай, равноап. Нина, равноап. Елена, вмц. Екатерина

(30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой митрополит Алексий Московский

(20,5Х55 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Собор святых Алексеев

Святой Алексий митрополит Московский, святой Александр Невский в схиме Алексий, святой сщмч. Алексий Лебедев и святой сщмч. Алексий Княжеский (21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий Митрополит Московский

(10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий Митрополит Московский

(20,5Х50 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.)

Заказать икону

Семейная икона. Святой Алексий Митрополит Московский и святая преподобная Фотиния. На полях иконы святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая преподобная княгиня Евфросиния Московская

Семейная икона (21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси

Именная икона (20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий митрополит Московский и Вся Руси

Заказать икону

Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси

Мерная икона (20,5Х54 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, тиснение под позолоту, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси

(20,5Х53 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Алексий (Алексей) митрополит Московский и Всея Руси

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, тиснение под позолоту, белое и желтое золото.)

Заказать икону
Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, это нужно, чтобы понять страдания других. Терпи, Христос, будучи безгрешным, терпел поношения от твари, а ты кто такая, чтобы не страдать? Знаешь ли ты, что душа очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит тебя, если Он посещает тебя скорбями. Избрать путь жизни самой труднее всего. При вступлении в жизнь нужно молить Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний, всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца…
Душевный мир нарушается больше всего от осуждения ближних и от недовольства своей жизнью.
Когда бываете на исповеди, то вам о других дела быть не должно, говорите только своё. Правило святых отцов предписывает останавливать исповедающихся, когда они начинают говорить о других.
Когда творишь молитву Иисусову «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного!», заключай ум свой в слова, то есть молись со вниманием. Молитву лучше ограничить временем, например 15-20 минут, а не количеством прочитанных молитв. В этом случае произносить будешь молитву не торопливо и более внимательно.
Когда молишься, представляй, что Бог там наверху и видит тебя стоящего внизу на земле.
За новопреставленного усопшего полагается делать утром и вечером по 12 земных поклонов.
Молись всегда об избавлении от скорбей и от грехов, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу :» Обаче, Господи, да будет воля твоя».
Когда кто страдает бессонницей, нужно молиться седмочисленным мученикам, а чтобы сон не одолевал во время молитвы, нужно молиться Спасителю, Божией Матери и святому великомученику Пантелеймону. Если по какой-нибудь уважительной причине не можешь прочитать положенных молитв, то не нужно расстраиваться. Богу наша молитва не нужна, а нужна Ему наша любовь
.Осуждаем, детынька, оттого, что за собой не смотрим и себя наперед не осуждаем. Не осуждай никого, не клевещи и не давай неправильных советов ближним, ну а если тебе придется сделать это, то спеши исправить зло. Скажи, что ты неправильно сделала, предупреди, извинись письмом, наконец, если не можешь увидеться, а то, знаешь, много неприятностей от этого бывает.
Гордиться нам нечем, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие. Нашего ничего нет. Когда тебе в голову придет гордый и тщеславный помысел о себе, так ты гони его сию же минуту и говори прямо вслух: «Знаю я, какая я хорошая. А это кто сделал, а это кто сделал?» И начни перебирать свои грехи — помысел и отойдет.
Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то Жива-то не была бы. Только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда об избавлении от скорбей и от грехов, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу; «Обаче, Господи, да будет воля Твоя.
Играть на рояле благословляю только классические вещи, например Бетховена, Шопена. Есть и некоторые легкие вещички хорошие, но вообще легкая музыка служит только страстям человеческим, там, знаешь, и аккорды-то все страстные. Ну а танцы — это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел в окне напротив бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было — кривляются люди, прыгают, ну точь-в-точь как блохи.
Не вдавайся очень в подвиги и желания через меру, выше твоих сил, можешь легко погибнуть. Иди средним путем. Средний путь — царский. Нет цены умеренному деланию. Когда на молитве ты вдруг заплачешь, если вспомнишь, что кто-то тебя обидел или на тебя гневался, эти слезы не на пользу душе. Вообще, нужно подавлять слезы, чтобы не превозноситься, что «вот я какая — уже молюсь со слезами!» Если будешь думать о своих грехах и читать покаянные молитвы — это спасительно. Вообще же, знай, что враг всегда настороже, всегда за тобой следит, смотрит на выражение твоего лица, твоих глаз и старается уловить твою слабую сторону, слабую струнку: гордость ли, тщеславие ли, уныние.
Все хульные помыслы отгоняй молитвой Иисусовой, а когда они очень уж будут докучать тебе, то ты, незаметно для других, плюнь на них и на диавола, тебя смущающего. Ведь когда при крещении христианин сочетается со Христом, он и на диавола, и на дела его и дует, и плюет — так и ты делай! Святые отцы учат, что на хульные помыслы совсем не следует обращать внимания — сами тогда отскочат. Нужно только сказать врагу: «Это не моя мысль, а твоя, навеянная». Если он возразит — нет, твоя, то ответь ему: «Мой духовник мне приказал так говорить» — и тотчас враг отбежит от тебя.
Против скуки, уныния есть несколько средств: молитва, дело, поделье и, наконец, завернуть себя в мантию и уснуть. Когда на монаха надевают мантию, тогда начинается борьба сатаны с ним.
Когда во время Херувимской или в другие важные минуты приходят в голову разные житейские мысли, нужно тотчас прибегать к Иисусовой молитве. Твори крестное знамение и произноси молитву Иисусову тихонько вслух, это поможет не блуждать мыслями. Нужно собрать мысли и молиться с умилением, с сердечным сокрушением и детским доверием. Господь за такое доверие пошлет умиление, тогда и ощутишь великий плод от такой молитвы. Понуждай себя. Итак, если не будешь себя понуждать к молитве, то заглохнет в тебе молитвенный порыв. Сначала трудно, а затем как бы потечет внутренняя молитва, но принуждать себя надо непременно.
Если ты и идешь утром в храм, то все равно полагается читать утренние молитвы. Нужно их прочесть дома, можно опустить только по болезни или если проспишь.
Если по приказанию врача приходится так или иначе нарушать пост, то надо молиться : «Господи, прости меня, что я, по предписанию врача, по своей немощи нарушила святой пост», — а не думать, что это как будто так и полагается. Смирять себя нужно.
Певчим и псаломщицам я хочу сказать, что на страшном Суде у Вас Господь не спросит какими хорошими или плохими вы были певчими или псаломщицами, а Господь строго с вас спросит как вы детей воспитывали, потому что все вы матери. А потому, первое дело женщины у которой есть дети , это воспитание детей и тогда всё остальное.
Никогда не нужно браться за духовные подвиги ради ощущаемой от них сладости, но исключительно только для приобретения покаяния.
Нужно зорко следить за движениями своей души, с великой осторожностью необходимо всесторонне разбираться в каждом грехе отдельно, доискиваясь до его причин, начала, и следить за его последствиями.
Никогда не ложись спать не помолившись, а вдруг в эту ночь тебе придется умереть, а ты легла не помолясь. Всегда во всем себя укоряй, сознавай свою немощь, кайся, плачь перед Богом.
Надо считать себя хуже всех и на обиду говорить: «Простите меня, Христа ради». Тогда и обиду не почувствуешь, и обижать никто не станет. А то тебе — слово, а ты десять. Полезем в трубу, вымажемся сажей, да и удивляемся, откуда это?
Конечно, больным я благословляю обращаться к земным врачам, доктора вразумляются Богом, но к лечению нужно прибегать с молитвой.
Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе.
Быстрые движения не грешны, но это нехорошо: тогда утрачивается женственность. Ведь женщины должны служить примером. Нужно ходить спокойно, с опущенными глазами. Молю и прошу обратить на это внимание.
Хорошо воздерживаться в еде, если здоровье это позволяет, но отнюдь не во вред себе.
Не нужно быть недоверчивым, подозрительным, а нужно стараться всем верить.
Против блудной страсти нужно себя охранять следующим образом: никогда никого не осуждать, не гордиться, быть скромно одетой, в комнате должно быть все просто, немного есть и не слишком много спать — вот это главное.
Родителям надобно бдительно следить за детьми, не позволять им целовать кошек, собак, особенно спать с ними, а также не позволять детям спать на одной кровати вдвоем.
Мы всюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить, и наоборот. Надо поддерживать всегда и везде горение духа.
Не нужно лениться, но и сверх сил работать тоже не следует.
Не ходи во время поста в те дома, где тебя заставляют есть скоромное, или же говори, не стесняясь, что ты соблюдаешь устав Святой Церкви по собственному глубокому убеждению.
Скорби — это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество.
Унывать не надо, а как увидишь, что согрешила, тотчас же, где бы ты ни была, кайся в душе перед Господом, а вечером особо. Так поступай всегда и чаще исповедуйся. На это ведь нам дано покаяние — очищение наше. А уныние — дело бесовское. Нельзя отчаиваться: пал — восстани, постарайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и на Его Искупительную Жертву.
Никогда не лги — это тяжкий грех. Ложь — от сатаны, он отец лжи. Говоря неправду, ты становишься его сообщником. Не клевещи ни на кого.
Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине.
Рассуждение выше всего, смирение дороже всего, молчание лучше всего, а послушание — это такая добродетель, без которой невозможно спастись.
Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так — хоть всю жизнь не ешь.
Гордость надо побеждать тремя словами: «куда я падала?»
Нужно себя понуждать исполнять церковные установления, молиться. Сначала будет трудно, но потом станет легко, так что часами простоишь на молитве, сладость от этого ощутишь.
Нужно стараться согревать в себе чувства раскаяния, сердечного покаяния перед Богом. Не нужно прибегать ни к каким приемам, а просто только развивать в себе чувство глубокого, искреннего покаяния. Мало-помалу преуспеешь и тогда почувствуешь великую сладость от молитвы.
Если нет времени, читай половину правила или сколько сможешь, но только всегда с благоговейным чувством, иначе ты прогневаешь Бога своей недостойной молитвой. Я знаю одного человека, простого, необразованного, которого Господь сподобил такой благодати, что он каждый раз, как становится на молитву, проливает потоки слез.
Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, которого не исповедовала открыто, а только тайно, боясь насмешек. Ты стыдилась отвечать неверующим, открыто исповедовать свою веру. Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге. Например, дети тебе скажут: «Нам не удается какая-то арифметическая задача». А ты в ответ: «Ничего, с Божией помощью одолеете ее. Молитесь Богу усерднее» и т.д. На каждом шагу можешь так поступать.
Если мы не молимся и не призываем нашего Ангела-Хранителя себе на помощь, то мы этим оскорбляем Бога, Который нам со дня нашего рождения приставил его как хранителя души и тела.
Что бы не случилось с тобой, ни когда ни кого не вини, кроме себя самого.
Кто любит говорить о других, про того и люди много говорят.
Монах должен знать только два слова «простите» и «благословите».
За нравственно погибающего надо служить молебен перед иконою Богородицы «Взыскание погибших».
Евангелие даже в доме, непременно нужно читать стоя.
Против нервности молитесь Святым князьям Борису и Глебу.
Против порока пьянства святому мученику Вонифатию.
Против блудной страсти молитесь Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю, своему святому покровителю, затем Иоанну Многострадальному, Моисею Угрину, Мартиниану, преподобной Марии Египетской, мученице Фомаиде, апостолу девственнику Иоанну Богослову и Всем святым!
Если хочешь поступать в монастырь, то помни, что для этого требуются смирение, послушание, соблюдение постов, точное исполнение возложенных работ, а главное -нужно не забывать, что ты хуже всех, подлее всех и мерзостнее всех!
Молитвы старца Алексия

Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Господи, да будет святая воля Твоя надо мною, грешным, ныне и во веки. Господи, я создание и раб Твой, хощу или не хощу, нахожусь во власти Твоей. Твори с созданием Твоим по святой воле Твоей и по великой милости Твоей. Слава Тебе, Господи, за все, что Ты навел на меня. Слава Тебе! Праведен суд Твой надо мною, заслужившим все временные и вечные казни. Благодарю и славлю Тебя, Господь и Бог, за те малые и ничтожные скорби, которые Ты попускаешь мне Всеблагим и премудрым Промыслом Своим, которыми Ты облегчаешь неведомые страсти мои, которыми облегчаешь мне ответ на Страшном Суде Твоем, которыми искупаешь меня от вечных мук ада.

Господи Боже наш, прости нам вся согрешения наша вольная и невольная. Во всем да будет святая воля Твоя над нами, грешными. Нас же сподоби во всем неуклонно и в мире душевном покоряться Всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять ю. Тогожде сподоби присных наших и всех людей Твоих, яко вся ведый, еже ко истинному благу нашему, Всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *